Ведические притчи

Притчи. Как комедиант всех напугал, нарядившись в платье

Некогда в государстве Гандхара 104104. Гандхара — древнее государство в Пенджабе, известное как центр буддизма. существовала труппа комедиантов. Так как в это время случился неурожай и голод, то они отправились в поисках пропитания в чужие края. Они шли через горы Баласена 105105. горы Баласена — по имеющимся справочникам название отождествить не удалось.. А в этих горах издавна водились злые демоны-ракшасы, пожиравшие людей. Случилось так, что комедианты заночевали в этих горах. В горах дул холодный ветер; они развели огонь и уснули. Одному из комедиантов стало холодно. Он оделся в наряд беса-ракшасы и сел к огню. В это время кто-то из его спутников проснулся и увидел, что у огня появился ракшаса. Не разглядев как следует, он кинулся прочь и убежал. Вслед за ним всполошились и другие, и вся компания пустилась наутек. Тогда тот из комедиантов, что был одет в платье ракшасы, тоже бросился бежать и мчался без оглядки. А его попутчики, видя, что он бежит за ними, решили, что он собирается причинить им зло, и страх их удвоился. Они перебирались через горы и реки, падали в канавы. Тела их были изранены, они устали и выбились из сил. Только с наступлением следующего дня они поняли, что это не бес. Все жители бренного мира поступают так же. Пребывая в голоде и треволнениях, они по закону добра стремятся когда-нибудь обрести вечное блаженство и очищение от собственного «я» — пищу непревзойденного Закона. Однако, пребывая в состоянии пяти составляющих, слишком уповают на собственное «я». Из-за отношения к реальности собственного «я» 106106 .реальность собственного «я» — восприятие собственной личности как некоей реальности, а не как простое сочетание пяти скандх. Согласно буддийским представлениям, это ложный, поверхностный взгляд, некая иллюзия. См. также примеч.67, 98 они носятся в круговороте жизни и смерти. Гонимые треволнениями, они не могут достичь собственной независимости. Они попадают на дорогу трех зол, оказываются в канаве .Наступление рассвета — это намек на окончание ночи круговорота жизни и смерти. Наступает просветление мудростью, и только тогда становится понятно, что в пяти составляющих нет истинного «я» 107107. истинное «я» — в буддийских представлениях это в нирване. См. также примеч. 98.

Индийские причти