Лучших свидетелей не найти — Мулла Насреддин — Суфийские притчи

Лучших свидетелей не найти - Мулла Насреддин - Суфийские притчи

Лучших свидетелей не найти

Ходжа был у себя в городе кази. Один человек подал в суд жалобу: «У меня украли тамбур (род шестиструнного музыкального инструмента), я видел инструмент на базаре у такого-то. Верните его мне». Ходжа велел привести в суд обвиняемого и допросил его.

— Этот тамбур, — заявил тот, — я купил там-то.

Ходжа потребовал доказательств, и человек представил ему свидетелей.

— Что вы свидетельствуете? — спросил ходжа.

Свидетели показали: «Тамбур принадлежит этому человеку. Нижняя перегородка испорчена, винты ослабли, на нём шесть струн». Так как всё на тамбуре было действительно так, как они говорили, ходжа собирался было оставить тамбур у ответчика, но истец заметил:

— Нужно ещё выяснить, что это за свидетели.

Словом, он пожелал их опорочить*, уверяя, что один из них сводничает мужчин, а другой — женщин. Услыхав это, ходжа сказал:

—Ну, человече, какая надобность подвергать их очищению? Когда спор идёт о тамбуре, лучших свидетелей и не найти**.

* Стремление опорочить свидетелей связано с существенной чертой мусульманского судопроизводства, согласно которому показания свидетеля, не пользующегося уважением, могут не иметь законной силы. «Законность свидетельских показаний в момент их дачи обусловливается следующими требованиями, которым должен отвечать свидетель: быть мусульманином, не еретиком, быть в здравом уме, обладать правоспособностью, пользоваться уважением

** С точки зрения правоверного мусульманина, профессия музыканта является зазорной.

Суфийские Суфийские притчи