Молоко для ребеРебе Ашер женился на дочери ребе Нафтали из Ропшиц и переехал жить к нему в дом. Однажды утром, перед самым Шахарит (утренней молитвой), когда он сидел с женщинами на кухне, туда ворвался ребе Нафтали и крикнул: — Неужели за все свои старания я не заслужил немного молока для детей? Зять был потрясён. «Не годится так вести себя с людьми, — сказал он себе. — Нужно будет поговорить об этом с ребе». В тот самый миг в кухню вошла женщина, жившая по соседству, и со слезами на глазах обратилась к ребе: — Что мне делать? В груди ни капли молока, мне нечем кормить своих близнецов! — Ступай домой и корми своих детишек, — сказал ей ребе ласково. — Бог тебе поможет. Под впечатлением от этой сцены Ашер совсем забыл о намерении упрекнуть тестя за грубость. Однако несколько недель спустя он вновь стал свидетелем того, как ребе Нафтали ворвался на кухню, восклицая: — Ну хорошо — молоко есть. Но ведь оно никуда не годится! Неужели я не заслужил для своих детей нормального густого молока? И снова зятя ошеломила грубость ребе. Он вспомнил предыдущий инцидент и уже совсем было открыл рот, чтоб заговорить с тестем, когда на кухню вошла та же самая женщина, что и в прошлый раз: — Ребе, хвала Творцу, молоко появилось. Но оно совсем водянистое. Мои детки слабые и худые, как тростинки. Пожалуйста, помолитесь Богу, чтобы он даровал мне хорошего молока! И снова ребе ответил женщине кротко и ласково: — Иди домой и корми малышей. Бог тебе поможет. Только тут Ашер понял, по какому поводу на самом деле негодовал ребе Нафтали, и осознал, что его тесть — настоящий ребе. Как оценить духовную высоту святого? Как узнать, действительно ли твой ребе или гуру мудр? Именно в этом состояла проблема ребе Ашера. Женившись, он вошёл в дом ребе Нафтали, известного своей необычайной добротой и кротостью. И вдруг зять видит, как его тесть бранится со слугами из-за такой малости, как молоко. Первое побуждение ребе Ашера: пожурить тестя за такое поведение. Однако увидев, с какой добротой ребе Нафтали беседует с женщиной, пришедшей к нему за помощью, он тут же забывает о своём намерении. Со временем ребе Ашер начинает понимать, что сетования тестя обращены вовсе не к слугам, но к Богу. Именно от Бога требует Нафтали молока, чтобы дети росли сильными и здоровыми. В этом и состоит работа ребе: призывать Бога к ответу. Они ведь друзья, а значит, их обязанность — служить зеркалом друг другу, чтобы каждый смог видеть свои ошибки и исправлять их. Ребе — зеркало для Бога, которое отражает сначала женскую грудь, в которой нет молока, и голодных детей, затем водянистое молоко. Он жёстко и недвусмысленно заявляет своему Другу: так не годится, ты можешь сделать лучше. Иногда учитель обращается к Самому Богу; иногда — к Богу, обитающему в тебе. Если ребе бросает тебе вызов, посмотри, на что этот вызов направлен. Если на то, чтоб ты стал лучше, значит, перед тобой святой. Если нет — возможно, безумец. |