Напарницы — хасидские притчи

Напарницы - хасидские притчи

Напарницы

За день до того, как ребе Исраэль из Ружина стал бар мицва (достигший тринадцати лет), ему было велено зайти к отцу в кабинет. Отец, ребе Шалом Шахна Фридман, сказал мальчику:

— Завтра, сынок, к тебе придёт особая гостья, которая не покинет тебя до конца жизни. Ты готов встретить эту гостью с любовью, как она того заслуживает?

— Да, папа. Эта гостья — йецер ха-тов (склонность к добрым деяниям), страсть к бескорыстию, доброте и состраданию. Я начал готовиться к нашей встрече уже давным-давно.

— Неужели! — удивился ребе Шалом. — И когда же это?

— Когда ко мне приходила её напарница, йецер ха-ра (склонность ко злу), эгоистическая страсть. Я встретил её с подобающим уважением и сказал: «Ты не хуже меня знаешь, что вы с йецер ха-тов — напарницы. Вы живёте в каждом сердце вместе. Было бы нехорошо впустить одну из вас прежде, чем придёт вторая». В общем, я убедил йецер ха-ра уйти, а вернуться только вместе с йецер ха-тов. И с тех пор стал готовиться к тому, чтобы принять в своё сердце сразу обеих!

Йецер ха-тов — бескорыстное побуждение — указывает не на эго, но через него на нечто более высокое, откуда само эго берёт начало. Йецер ха-ра — эгоистическое побуждение — заземляет человека в его сиюминутной ситуации. Ребе издавна учили нас, что без йецер ха-ра человек не смог бы добывать средства к существованию и растить детей. Без заземления в мире сём он полностью бы игнорировал реалии повседневности, витая в небесах.

Поэтому позволь йецер ха-ра заземлить тебя. Уважай свои желания и радуйся дарам. И разреши йецер ха-moв направлять тебя к чему-то более высокому, — во благо твоему «я», ближним, дальним и всей планете. Не в том цель, чтоб заключить союз с одним из этих побуждений, но в том, чтоб поощрить союз меж ними, используя их оба.

Хасидские притчи