Индийские притчи

Притчи. О бесах-пишачах

Жили-были два беса-пишача. Они совместно владели одним коробом, одним посохом и одним башмаком. Бесы спорили между собой, каждый из них хотел завладеть этим имуществом. Оба беса суетились и целый день не могли успокоиться. В это время какой-то человек услышал их спор и спросил: «Что особенного в этом коробе, посохе и башмаке, что вы ссоритесь из-за них и пребываете в таком гневе?» Бесы ответили: «Из этого нашего короба можно достать «любую одежду, пищу, постельное белье — все, что нужно для жизни, мы достаем оттуда. Стоит только взять в руки этот посох, как противник изъявляет покорность и уже не смеет с тобой спорить. Одевший этот башмак оказывается в состоянии беспрепятственно подняться в воздух». Выслушав бесов, человек сказал им: «Отойдите-ка отсюда немного, и я разделю между вами все поровну». Бесы, услышав такое, отбежали подальше, а человек тут же схватил короб, взял посох, надел башмак и взлетел. Оба беса опешили: вдруг нечего стало добиваться. А человек сказал им: «Я забрал то, из-за чего вы спорили, теперь вам не из-за чего будет ссориться». Бесы-пишача — это намек на всех злых духов и еретиков. Коробу подобна раздача милостыни: с нее начинается все, что нужно для существования всех пяти разрядов существ 7777. пять разрядов существ — буддисты относят к этим разрядам существа, соответствующие перерождениям в чувственном мире: душу грешника, томящуюся в подземной тюрьме, голодного духа, животное, человека и небожителя. См. также примеч.59.. Посоху подобно погружение в созерцание: оно уничтожает разбойников — злобу и треволнения этого мира. Башмаку подобно соблюдение обетов: оно непременно возвысит человека до небожителя. Спор всех злых духов и еретиков о коробе — это намек на то, что люди, имеющие течь 7878. люди «имеющие течь»- термин связан с буддийскими представлениями о просачивании скверны треволнений этого мира. «Как в дом с хорошей крышей не просачивается дождь, так в хорошо развитый ум не просачивается вожделение»., всеми силами ищут воздаяния, но так ничего и не достигают. Только в том случае, если они смогут усовершенствоваться в добрых деяниях да еще совершать даяния, соблюдать обеты, погружаться в созерцание, то получат избавление от страданий и достигнут плодов истинного Пути.

Индийские притчи