Ведические притчи

Притчи. О сточной трубе мани

Некогда один человек занимался любовью с замужней женщиной. Любовное свидание еще продолжалось, когда вернулся муж и сразу понял, «что происходит. Стоя за воротами, муж ждал, когда выйдет любовник, чтобы убить его. «Мой муж уже обо всем догадался, — сказала женщина любовнику, — и тебе не выйти отсюда иначе, как через «мани». «На языке иноземцев «мани» значит «отверстие сточной трубы». Женщина имела в виду, что любовник выберется через сточную трубу. Но он понял ее неправильно и решил, что речь идет о жемчужине «мани»140140.»мани» — драгоценная жемчужина, символ Будды. Владеющий этой жемчужиной получает все, чего пожелает. В переводе с санскрита «мани» означает «лишенная грязи», «изгоняющая грязь». В данной притче сточная труба носит то же название, что жемчужина, так как сточная труба избавляет дом от грязи.. Он стал повсюду искать жемчужину и, не найдя, сказал: «Раз не нашел жемчужины, значит, мне не выйти отсюда и твой муж вот-вот убьет меня». Так же поступают люди, живущие в мире. Кто-то сказал: «Между жизнью и смертью все заполнено страданиями, пустотой непостоянства и полным отсутствием «я». Если, отказавшись от двух крайностей 141141. Две крайности — это понятие имеет в буддизме различные интерпретации (см. примеч.99). В данном случае речь идет о двух противоположных взглядах на соотношение между жизнью и смертью. Согласно первому, смерть прерывает и завершает жизнь; согласно второму, тело и душа вечны, ибо дух является продолжением тела. — прерывистого и вечно- го, вступить на средний путь 142142. Средний путь — понятие «середина» в буддизме так же по-разному интерпретируется; в данном контексте имеется в виду середина между двумя крайностями — прерывностью существования и вечностью последнего. и идти по самой середине, то можно обрести освобождение от мирских уз 14З. Люди, живущие в мире, ошибочно истолковывая эти слова, начинают доискиваться, существуют ли края света или их нет, существует ли собственное «я» у всех живущих или нет. При этом они никак не обращают внимания на то, что смысл заключен в среднем пути. Вдруг кончается их жизнь. Уничтоженные непостоянством, они попадают на три дороги зла. Они подобны тому глупцу, который искал жемчужину «мани» и из-за этого погиб.

Индийские притчи