Ведические притчи

Притчи. Про то, как два брата делили наследство

Некогда в государстве Малла 9292. государство — название одного из 16 самых сильных государств Центральной Индии. жил-был один кшатрия 9393. кшатрия (санскр. ksatriya) — человек, принадлежавший к правящей или военной касте в Индии.. Он тяжело заболел и точно знал, что умрет. Двум своим сыновьям он наказал: «После моей смерти поделите наследство справедливо». Следуя наставлению, сыновья после смерти отца поде- лили состояние на две части. Но старший брат сказал младшему, что доли у них неравные. Тут какой-то глупый старик предложил: «Давайте я вас научу, как сделать, чтобы все было поровну: каждую из имеющихся у вас вещей надо разломать надвое». — «Как разломать?» — «Одежду разрезать посредине на две части, деревянные плошки и кувшины расколоть пополам, глиняные жбаны и горшки тоже расколоть пополам. И монеты разломать надвое. Точно таким же образом поступить со всеми «остальными вещами: разделить каждую на две части». Такой способ дележа имущества был осмеян всеми людьми . Это подобно тому, как еретики неправильно толкуют различные суждения. Существует четыре типа суждений. Есть суждения, содержащие категорическое утверждение. Например, «Все люди смертны» содержит категорическое утверждение. Суждение же «Тот, кто умер, непременно родится вновь» требует раздельного утверждения; если страсти уничтожены, то он вновь не родится; если же страсти не уничтожены, то он непременно родится вновь. Подобные суждения относятся к типу суждений с раздельными утверждениями. Когда спрашивают: «Является ли человек самым превосходным существом?» — то на это не отвечают без встречного вопроса: «Ты спрашиваешь по отношению к трем дорогам зла или по отношению к небожителям? Если по отношению к трем дорогам зла, то человек действительно самое совершенное. Если же по отношению к небожителям, то, безусловно, человек им уступает». Этот тип именуется суждением, содержащим встречный вопрос. Если же задают вопрос из числа четырнадцати трудных вопросов94: имеют ли границы миры и все живые твари в них, имеют ли они начало и конец, то такое именуется суждением, которое заведомо исключает ответ на вопрос. Все еретики и глупцы считают себя мудрыми. Они разрушают систему четырех типов суждений и оставляют только один тип суждений, а именно содержащий раздельные утверждения. Это подобно тому, как глупец делил все наследство одним способом: разламывал и монеты и вещи на две части.

Индийские притчи