Индийские притчи

Притчи. Пятьсот живительных пилюль

Жила некогда женщина. В распутстве она не знала меры. И когда страсти ее переполняли, она ненавидела своего мужа и всякий раз придумывала планы, как бы его погубить. У нее были различные замыслы, но она не могла их осуществить. И вот случилось так, что муж ее был послан по службе в соседнее государство. Жена втайне придумала Гшан. Она приготовила ядовитые пилюли и хотела отравить ими мужа. Она обратилась к мужу со словами, полными притворства: «Тебя отправляют в дальние края на службу. Если случится тебе испытать какие-то лишения, то вот я приготовила пятьсот живительных пилюль. Я даю их тебе вместо припасов на дорогу. Когда ты окажешься за пределами нашего государства, в чужих краях, когда будет трудно и ты будешь голоден, ты сможешь достать их и съесть». Муж запомнил эти ее слова.

Добравшись до чужих мест, но еще не успев отведать пилюль, он темной ночью остановился в лесу. Так как он боялся хищных зверей, то для безопасности забрался на дерево. А свои живительные пилюли он оставил внизу, под деревом. И как раз случилось так, что в ту самую ночь пятьсот воров-разбойников, укравших у правителя государства пятьсот лошадей и разные сокровища, расположились под этим же деревом. Поскольку они бежали и скрывались, то были голодны и страдали от жажды. А тут под деревом они увидели живительные пилюли. Все разбойники набросились на них, и каждый съел по одной. Губительная сила яда дала себя знать, и все пятьсот разбойников полегли разом. С наступлением следующего дня человек, сидевший на дереве, увидел, что все разбойники лежат род деревом мертвые. Тогда он нарочно порубил трупы мечом и вонзил в них стрелы, взял оседланных лошадей и драгоценности и двинулся в то государство. В это же время правитель государства и с ним множество народа шли по следам грабителей. В пути тот человек повстречался с правителем. Правитель спросил: «Что ты за человек и где взял лошадей?» Человек отвечал: «Я из такого-то государства. В пути столкнулся с шайкой грабителей. Я их всех разом порубил и пронзил стрелами, и теперь все пятьсот разбойников лежат мертвые под деревом. А лошадей и драгоценности я забрал, чтобы вернуть их правителю. Если ты, правитель, не веришь, можешь послать осмотреть то место, где разрублены и уничтожены грабители» .

Правитель тут же послал доверенное лицо посмотреть. В самом деле все оказалось так, как рассказывал этот человек. Правитель очень обрадовался. Он воскликнул: «Видано ли такое!» Когда же вернулись домой, он щедро наградил и пожаловал титулом «смелого человека. Правитель одарил «смельчака драгоценностями, пожаловал земли. Старые сановники, служившие у этого правителя, стали очень завидовать. Они сказали правителю: «Этот человек из дальних мест. Не стоило бы ему доверять. Почему ты вдруг так благоволишь к нему, так его награждаешь, даешь титулы значительно щедрее, чем тем, кто давно тебе служит?» Человек из далекой страны услышал это и сказал: «У кого из вас хватит смелости со мной помериться силами, пусть выйдет на ровное место и покажет свои силы и умение». Старые сановники испугались и не решились противостоять смельчаку. Прошло какое-то время, и в этом государстве на огромном пустыре завелся свирепый лев: он выходил на дорогу и убивал людей. По дорогам страны невозможно стало ездить. Тогда старые сановники стали держать совет и решили: «Этот человек из далекой страны считает, что он смел и силен так, что не имеет себе равных. Если теперь он убьет льва и избавит страну от этой беды, это и в самом деле будет необычайно». Свое мнение они доложили правителю. Правитель выслушал их, вручил смельчаку меч и дубину и велел ему выступать. Человек из далекой страны, как только получил приказ, укрепил свою волю и двинулся на льва. Завидев человека, лев пришел в ярость, зарычал, прыгнул, бросился вперед. Человек испугался и в тот же миг влез на дерево, от страха выронив из рук меч. Меч угодил в львиную пасть, и лев тут же издох. А человек из далекой страны от радости запрыгал и отправился с докладом к правителю. Правитель удвоил свое благоволение. Тогда уж и люди этого государства тоже стали уважать его и доверять ему. Живительные пилюли, приготовленные женой, — это намек на нечистое даяние 108108. нечистое даяние — раздача милостыни с корыстной целью.. То, что правитель направил человека послом, — намек на совершенного наставника 109109. совершенный наставник — именно в таком значении употребляется это сочетание в танских буддийских юйлу. Ср. примеч.27, где то же сочетание означает «постигший добро».. То, что человек отправился в другое государство, — это намек на небеса. То, что человек уничтожил шайку грабителей, сравнивается со вступлением в сротапанну 110110. сротапанна — см. примеч.9. и окончательным пресечением пяти желаний и треволнений. То, что человек встретил правителя того государства, — намек на встречу с совершенно мудрым. То, что старые сановники того государства ревновали и завидовали, — намек на всех еретиков.

Когда они видят, что мудрый человек может пресечь треволнения и пять желаний, они начинают возводить на него клевету. Они говорят, что ничего этого не было. То, что человек из далекой страны, придя в ярость, сказал старым сановникам, что никто из них не сможет ему противостоять, — намек на то, что еретики не смеют противиться «истине. То, что человек убил льва, сравнивается с уничтожением демона Марыш, после которого прекратились все треволнения. И еще это намек на то, что повергнувший злых демонов получает в награду плоды Пути, невозмущенные мирскими треволнениями 112112. плоды Пути, не возмущенные мирскими треволнениями — одно из обозначений нирваны.. То, что человек из далекой страны каждый раз испытывал страх, — это намек на то, что слабость может обернуться силой. Хотя поначалу он и не имел чистых помыслов, но с по- мощью своих даяний повстречался с другом добра и получил наивысшее воздаяние. Нечистые даяния хотя и нечисты, но добрые устремления могут превратить их в даяния радости. Вот почему следует усердно раздавать милостыню на ниве счастья.

Индийские притчи