Юсуф, сын Хайуллы — суфийские притчи

Юсуф, сын Хайуллы - суфийские притчи

Юсуф, сын Хайуллы

Пять признаков безрассудства

Мудрецы указывают на пять признаков глупости:

Первый: искать собственную выгоду в ущерб другим;

Второй: надеяться собрать плоды последних дней без дисциплины и служения;

Третий: грубая и дерзкая любовь к женщинам;

Четвёртый: стремиться познать тонкости учения в комфорте и без усилий;

Пятый: ожидать дружбы от других, оставаясь ненадёжным и недостойным доверия человеком.

(Анвар-и-Сухайли

Солдаты, сопровождаемые неким богословом, ночью пришли к Юсуфу и сказали:

— По всей Андалусии произведения Ибн аль-Ара6и были преданы огню сегодня. Всем известно, что ты изучаешь Восточную философию (суфизм). И потому придётся доставить тебя в суд.

— Кто выдал вам ордер на мой арест? — спросил Юсуф.

— Его выдал факих Ибрахим, законовед, которого ты видишь перед собой.

На что Юсуф сказал:

— Знакомство с объектом, подлежащим осуждению, ещё не делает человека виновным, согласно законам, божьему и человеческому. Да, я изучаю Восточное Учение, но из этого вы не вправе заключить, что это учение я практикую.

Тогда Ибрахим сказал:

— Ты сочинил три трактата, посвящённые этому учению, и их штудируют молодые люди, которые в результате стали пренебрегать более авторитетными принципами.

Юсуф ответил на это:

— Любому человеку закон разрешает изучать и цитировать что бы то ни было, а это, в свою очередь, не даёт оснований считать, что изучающий по определению является последователем того, что изучает.

— Так ты отрицаешь, что практикуешь суфизм? — спросил Ибрахим.

— Я отрицаю лишь то, что приведя меня в суд, ты не окажешься в дурацком положении. Аристотель, написавший о минералах, ни у кого не вызвал желания объявить его минералом. Уж если мы докатились до такого состояния, не пора ли всем нам вернуться к состоянию ещё более примитивному.

— Минерал нельзя было бы допросить, — заметил Ибрахим.

— Можно, если знать метод, — сказал Юсуф.

— Ты, должно быть, спятил!

— Если и так, меня тем более оправдают, ведь сумасшедшие вне закона. Они под покровительством Бога, поскольку лишены другого покровительства, и государство обязано оберегать тех, кого оберегает сам Бог.

Суфийские притчи