Я ещё ни на кого не работаю — еврейские притчи

Я ещё ни на кого не работаю - еврейские притчи

Я ещё ни на кого не работаю

В Ропшице — городе, где жил раввин Нафтали — у тех богатых людей, чьи дома стояли отдельно или на окраине города, был обычай нанимать человека, чтобы тот присматривал по ночам за их собственностью.

Поздно вечером, когда раввин Нафтали бродил по опушке леса, он повстречал такого сторожа, прохаживавшегося взад и вперёд.

— На кого ты работаешь? — спросил раввин.

Сторож ответил ему и в свою очередь спросил:

— А ты на кого работаешь?

Эти слова, как молния, поразили цадика.

— Я ещё ни на кого не работаю, — смущённо ответил он.

Затем он долго прохаживался рядом со сторожем и, наконец, спросил:

— Не поступишь ли ко мне в услужение?

— Охотно, но что мне надо будет делать?

— Напоминать мне, — сказал раввин Нафтали.

Слово «помни» встречается в Библии сто двадцать пять раз. Еврейский философ и библеист Мартин Бубер называет такие слова ключевыми — они часто повторяются в тексте специально, чтобы указать на некую важную истину.

Что значит помнить? Может сложиться впечатление, что акцент на этом слове свидетельствует о чрезмерном внимании к прошлому, граничащем с одержимостью. Получается, что Тора якобы призывает нас жить в давно ушедшем, подстраиваться под него и считать, будто старое выше нового? Но что такое воспоминания? Можно ли вспомнить прошлое, находясь в нём самом? Конечно, нет. Воспоминание, сам его акт — всегда в настоящем. Ведь прошлое уже безжизненно.

Однако можно так «обработать» настоящее, чтоб оно выглядело под старину, с естественной, будто бы, «патиной времён». Можно подражать традиционным образцам мысли и действия, ощущая себя преемником седой древности. Таково неотъемлемое свойство любой нормативной религии: согласованность настоящего с прошлым.

Но давайте взглянем на иное значение слова «помнить». Ребе Нафтали не только стремился помнить прошлое, но и хотел, чтобы ему напоминали о настоящем. Ему нужен был некто, кто постоянно бы возвращал его в текущий момент вопросом: для кого ты работаешь? Для себя или для Бога?

Один из современных западных мистиков — Эндрю Харви — советует носить в кармане небольшой предмет-символ, как напоминание о необходимости свершать священную работу в каждый миг. Тора предписывает носить кисти в уголках одежды, не дающие забыть о Боге и божественном (Числа 15:38). Учитель дзэн буддизма Тик Нат Хан, уроженец Вьетнама, рекомендует использовать в качестве сигнала для возвращения в настоящее звонок телефона. Ребе Нафтали нанял себе сторожа. А что делаешь для этого ты?

Еврейские притчи